Что выбрать: карьеру или семью?

Недавно я случайно встретилась со своей приятельницей и удивилась ее унылому настроению. Сказать, что обычно она переполнена планами и оптимизмом, значит не сказать ничего. Это фонтан энергии, бьющий из рога изобилия идей. Большинство из которых она успешно воплощает в жизнь. Причина ее плохого настроения может показаться надуманным капризом «заевшейся дамочки» — муж преподнес ей в подарок то, на что она сама никогда бы не смогла заработать, поскольку тогда бы пришлось работать 25 часов в сутки и без выходных.

А у нее двое детей и весь дом на ее же плечах. Зачем было изучать три языка, защищать кандидатскую диссертацию, грызть гранит науки и добиваться признания ? Для мужа она хороша и в роли «босой, беременной и у плиты…» Что он ей и продемонстрировал!

Мы сколько угодно можем ерничать над этим  мужским  определением идеальной жены, но споры о том,  какой путь выбрать современной женщине, не утихают, и семьи крепче не становятся.

Карьера или семья?  Не слишком ли жесткая альтернатива, повергающая в уныние как женщин, стремящихся к социальному успеху, так и тех, кто мечтает иметь кучу детей и уютный домашний очаг. И так ли уж безнадежно далеки друг от друга эти два желания?

Думается, что современные условия жизни и ее стремительные перемены дают нам, женщинам, шанс разрешить это противоречие. Спросите любую тридцатилетнюю женщину: хочет ли она иметь детей и крепкую семью? Хочет ли она реализовать себя в работе и зарабатывать достаточно денег, чтобы чувствовать себя независимой? И на оба эти вопроса большинство дам ответят «ДА!».

Давайте сделаем небольшой экскурс в наши с вами семейные истории.

За последние девяносто лет, а это минимум два поколения женщин, и представить себе почти никто не мог, что можно было не работать. Наши бабушки и мамы, за редким исключением, работали по 8 часов в сутки в течение 30-40 лет, то есть до официального выхода на пенсию. И амбиции у них были, и карьера. И при этом вопрос «семья или работа» вообще не стоял. Мужчины, наши дедушки и отцы, относились к такому положению дел как к вполне естественному и не «пилили» своих жен за то, что они не занимаются  домом, детьми, хозяйством… и далее по тексту. А дети тех времен, то есть мы с вами, мало чем отличались от современных детей: мы также прогуливали уроки, ленились, играть любили больше, чем трудиться… и строили наполеоновские планы. Разве не так?

Что же случилось, почему так обострилась проблема?

Можно предложить следующую версию: произошли не качественные, а количественные изменения. Современная работа (не важно по найму или это собственное дело) требует большей интенсивности, большей эмоциональной вовлеченности, большей осведомленности и знаний. Это требование времени можно принять за аксиому. Никому не нужны работники, вяжущие под столами свитера и распивающие чаи.

Напрашивается простой вывод: способность переключать эмоции с рабочей волны на домашнюю является нашей ахиллесовой пятой нашего времени. Вернувшись  домой после работы, женщина эмоционально еще остается там, среди коллег. То, что исторически прощается мужчинам, нам, женщинам, ставится в укор. Поскольку сохраняется, если не сказать «охраняется», образ женщины исключительно как хозяйки дома.

С другой стороны, мужчины все больше не согласны иметь спутницей жизни женщину, ограничивающую свои интересы домашними заботами и (при наличии средств) посещением всевозможных салонов красоты. Во-первых, после десяти лет супружеской жизни «у жены уже нет внешности», то есть отношения строятся уже на совсем другой основе, а во-вторых, на работе мужчину окружают дамы, занятые этой самой работой, то есть с широким кругозором, способные быть лидерами или хорошими помощницами в мужском деле.

Выход один: перестать воспринимать идею карьеры и дома как гамлетовский вопрос и попробовать отделить одно от другого во времени и пространстве.

УПРАЖНЕНИЯ:

Можно сделать очень простое упражнение. На листе бумаги написать все то, что для вас является непреложными ценностями жизни, не забывая при этом и то, о чем мечтали в юности и к чему стремились, получая образование. А потом ранжировать список: по важности. Дать этому списку «отстояться», вернуться к нему через несколько дней, возможно, внести изменения. И главное помнить, что объять необъятное еще никому не удавалась, а достичь гармонии с самими собой и окружающими удавалось многим. Проанализировать полученный результат и отвести каждому делу свое время. Отделить дела личные от дел рабочих. То есть стать настоящим менеджером своего времени, и вы увидите, что времени может хватить почти на все главное, для второстепенного уж что останется.

И самое главное — сделать выходные дни на самом деле выходными, семейными. Ограничить или вовсе запретить деловые разговоры, не терзать своих близких рабочими проблемами, не брать работу на дом  и заранее организовывать выходные дни, даже если вы решили провести их дома.

Что касается домашних дел, таких как стирки-готовки, то не стоит их растягивать на все выходные, сделайте необходимое. Загляните в свой список:

На каком месте у вас находится хорошее настроение и игры с детьми? А любимый муж? А собственное здоровье? Массу свободного времени высвобождает привлечение к уборки дома людей, профессионально этим занимающихся. Поверьте, вашим близким совершенно все равно, кто разбирал антресоли и мыл окна, — важно, чтобы в доме было чисто. Хорошая хозяйка сейчас — это вовсе не уставшая женщина с тряпкой в руках. Это женщина-менеджер собственного дома и собственного времени. И вы увидите, что у вас все получится : и уютный дом и карьера!

Если не получается — милости просим на наши занятия в наш центр. Пара занятий и вы облегченно вздохнете полной грудью!

Елена Новоселова, Член Российской Психотерапевтической Лиги

Приглашаем начать бизнес компанией DreamTeam



Отправь новость другу!

Комментарии закрыты